Мы очень часто слышим вопросы про дату выпуска шин, поэтому опубликовали данную статью.
Сроки хранения автомобильных шин регламентируются ГОСТом. Согласно ГОСТу 4754-97 пневматические шины, предназначенные для легковых автомобилей и прицепов к ним, легких грузовиков и малогабаритных автобусов, можно хранить на протяжении минимум 5 лет. Возможность дальнейшей эксплуатации шины определяет потребитель в соответствии с ее техническим состоянием на свое усмотрение. А в ГОСТе 24779-81 установлены правила и нормы, регламентирующие хранение пневматических шин. По этим правилам автомобильные покрышки должны храниться в затемненных просторных помещениях, соответствующих нормам пожарной безопасности. Допускаются температурные колебания от -30 до +35 градусов при относительной влажности не более 80 %.
Что же это означает на практике? Срок хранения – это период, в течение которого товар при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства. Срок хранения в течение пяти лет установлен не потому, что после этого шина испортится. Это указание производителю, что по закону он не может установить меньший срок хранения чем срок гарантии, это защищает права конечного потребителя. С оглядкой на это и разрабатываются шины. Если срок хранения истек, это не означает, что товар непригоден для использования, однако его потребительские характеристики могут быть несколько снижены. Таким образом – автомобильные шины – это не скоропортящийся продукт и конкретного «срока годности» они не имеют.
Мишлен так же столкнулся с подобной проблемой, вернее не с проблемой, а стереотипом. Филиппинские водители оказались более параноидальными чем наш брат, по этому Michelin призвала филиппинских водителей не делать дату производства шин приоритетным фактором во время покупки. Далее приведу статью, которая гуляет по многим ресурсам рунета, порой со ссылкой на официальный сайт Мишлена.
«При покупке еды потребитель обычно смотрит на ее срок годности, чтобы удостовериться в том, что она не просроченная. В то же время на шинах указана только дата производства, и, судя по всему, филиппинские водители уделяют настолько большое внимание тому, чтобы шины были максимально «свежими», что местное отделение Michelin сочло необходимым напомнить о том, что шины «портятся» очень медленно, и дате изготовления не следует придавать столь большое значение.
Новая рекламная кампания, запущенная Michelin на Филиппинах, носит название Tires Are Not Bananas («Шины не бананы»), а ее цель в том, чтобы опровергнуть мнение о том, что хорошими могут быть только новые шины. В Michelin отмечают, что на самом деле важнее даты производства то, когда шины начали эксплуатироваться, поскольку старение в этом случае существенно ускоряется.
Директор филиппинского отделения Michelin Майкл Нунаг (Michael Nunag) отметил, что три отдельных исследования, проведенных в Германии, Южной Корее и Саудовской Аравии, показали, что по своим свойствам (таким как прочность на высоких скоростях, сопротивление качению и т.д.) неиспользовавшиеся трехлетние шины не отличаются от новых. «Тесты в Саудовской Аравии показали, что в плане старения шины, которые эксплуатировались один год, максимально близки к тем, что лежали на складе в течение десяти лет, — заявил он. — Если говорить о характеристиках резиновой смеси протектора, нужно будет 20 лет хранить шину при температуре 40 градусов, чтобы они стали такими же, как у шины, проехавшей 40 000 км».
Г-н Нунаг также добавил, что ориентироваться на DOT-код при покупке шин не только неправильно, но и может быть опасно, поскольку многие филиппинские водители не уделяют должного внимания техническому обслуживанию шин, если они были изготовлены недавно. «Намного важнее другие факторы, к примеру, качество сервиса, предлагаемое дилером, — заявил он. — И я бы рекомендовал больше внимания уделять правильности давления в шинах и схода/развала колес, измерению глубины протектора и т.д.».
По словам г-на Нунага, Michelin не рекомендует использовать шины старше 10 лет, и кроме того следует учитывать различные факторы, которые сокращают срок службы покрышек. «Недостаточный уровень давления, выбоины на дорогах, экстремальная летняя жара — все это влияет на состояние шин», — напомнил он.»
Что в итоге? Минимум 5 лет резина в легкую пролежит на складе без потери в качестве, по крайней мере произведенная без нарушения технологии.